Табунщикова Л.В.,
доцент кафедры Церковно-исторических дисциплин Донской духов-
ной семинарии, кандидат исторических наук
Обновленческий раскол в Таганрогском округе
Северо-Кавказского края (Ростовской области)
Аннотация: В статье рассматривается возникновение, история
и особенности обновленческого раскола в Таганрогском округе Севе-
ро-Кавказского края.
Ключевые слова: обновленчество, раскол, Таганрог, епископ Ар-
сений (Смоленец), архимандрит Иосиф (Чернов), «Живая церковь»,
Православная церковь
Обновленческий раскол Русской Православной Церкви, несмотря
на обширную историографию(1), сегодня продолжает оставаться акту-
альной проблемой исторической науки. Значительным пробелом в ее
изучении является отсутствие исследований, посвященных истории
развития и преодоления раскола в регионах. Таганрогский округ Се-
веро-Кавказского края, с 1920 по 1924 г. входивший в состав Донец-
кой губернии (Украина), не являются исключением. Историография
обновленческого раскола в этом регионе крайне скудна(2).
Храмы Таганрога и Таганрогского округа входили в состав Ростов-
ской и Таганрогской епархии, учрежденной в 1919 г. на Юго-Восточ-
ном русском церковном соборе в Ставрополе. Кафедра этой епархии
находилась в Таганроге, ее возглавлял епископ Арсений (Смоленец),
в 1922 г. арестованный и присужденный к лагерям.
1. Детальный анализ историографии обновленчества см. Головушкин Д.А.
Феномен обновленчества в русском православии первой половины XX века.
URL: http://krotov.info/history/20/1920/golovushkiv_00.html (19.10.2014).
2. Горбачев Д.А. Донская Голгофа (Советская власть и Русская Православная
Церковь Дона. 1917–1923 гг.). Ростов н/Д: Росиздат, 2008.
Научные труды Донской духовной семинарии
216
Обновленчество появилось в Таганроге в июне 1922 г.. К 14 июня
1922 г. здесь был создан исполнительный комитет(1), подчинявшийся
Ростовскому обновленческому комитету, учрежденному 26 апреля
1922 г. Кроме того, по свидетельству местного историка П.П. Фи-
левского, для организации обновленческого церковного управления
из Москвы в Таганрог приезжали священники, по всей видимости,
уполномоченные «Живой церкви». В том же году здесь произно-
сил публичные проповеди протоиерей А.И. Введенский. По отзыву
П.П. Филевского, «говорил хорошо, быстро и находчиво отвечал на
вопросы, но народу не понравился»(2).
Местное духовенство, поддерживающее обновленчество, объеди-
нилось вокруг церкви свт. Митрофана Воронежского. Однако прихо-
жане не спешили к ним присоединиться, поскольку настоятель Успен-
ского собора, друг Патриарха Тихона, протоиерей Александр Юшков
сразу организовал оппозицию(3), действия которой не нашли отраже-
ния в архивных документах.
Первый обновленческий съезд духовенства и мирян состоялся
в Таганроге 9 ноября 1922 г. по предложению Ростовского епархиаль-
ного управления. На съезде был вновь учрежден церковный комитет,
в будущем взявший на себя функции епархиального управления.
Кроме того, съезд выбрал двух представителей, делегированных на
предстоящий епархиальный съезд духовенства и мирян, проходивший
15–18 ноября 1922 г. в Ростове-на-Дону(4). Несмотря на то, что таган-
рогские обновленцы предполагали посетить съезд, они этого не сде-
1. Поход ростовского духовенства против «князей церкви». Организация Ис-
полкомов по области // Трудовой Дон. 1922. 14 июня. С. 2.
2. Фетисов Т., свящ. Из истории православия в Таганроге. Секретные доку-
менты, неизвестные материалы, новооткрытые свидетельства, трагические
страницы. Обновленцы в Таганроге. Блаженная Елена Таганрогская. Та-
ганрог, 2000. С. 57.
3. Там же. С. 58.
4. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 226. Оп. 21. Д. 90.
Л. 1–28 об.
Раздел III. Церковная история
217
лали. Более того, скорее всего, по их указанию, не явились на съезд
и представители Таганрогского округа. Духовенство воспользовалось
съездом для того, чтобы отделиться от Ростова и периодически пре-
тендующей на богатый Таганрог Екатеринославской епархии. Съез-
ду было сообщено, что «духовенство Таганрогского округа объявило
себя автономным и организует самостоятельную епархию»(1). Однако
Ростов не имел намерения отказаться от епархиальных взносов таган-
рогских храмов. В постановлениях съезда значилось, что Таганрог-
ский округ входит в состав Ростовской епархии(2).
В июне 1923 г. приходы Таганрога вновь предприняли попытку
отделиться от Ростова-на-Дону и основать собственную епархию,
но на обновленческом съезде, проходившем 14 июня 1923 г. в Росто-
ве, было принято постановление «просить высший церковный совет
не утверждать проект отделения Таганрогского округа»(3). Вероятно,
это не изменило намерений таганрожцев, и на состоявшемся 26 июня
1923 г. обновленческом съезде(4) было решено обратиться к возглавляв-
шему на тот момент Ростовскую обновленческую епархию первому
викарному епископу Таганрога Феофилакту (Клементьеву). Поддер-
жав свою бывшую паству, он дал просимые права автономии(5).
Скорее всего, не ранее июля 1923 г. на новоучрежденную об-
новленческую епископскую кафедру от «Живой церкви» в Таганрог
был назначен епископ Александр (Бялозор, он же Белозер)(6). В сен-
тябре 1923 г. он принес покаяние и был принят Патриархом Тихоном
в молитвенное общение.
1 ГАРО. Ф. 226. Оп. 21. Д. 90. Л. 1–28 об.
2 Там же.
3 Ростовский н-Д. епархиальный съезд // Трудовой Дон. 1923. 21 июня. С. 5.
4 Там же.
5 Фетисов Т., свящ. Указ. соч. С. 58.
6 История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные
списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М.: ПСТГУ, 2006.
C. 479.
Научные труды Донской духовной семинарии
218
30 сентября 1923 г. на Таганрогскую кафедру был назначен епи-
скоп Владимир (Кириллов). На епархиальном съезде в октябре 1923 г.
он, видимо, пытаясь успокоить духовенство, объявил себя врагом
«Живой церкви», но факт его принадлежности к этой организации до-
статочно скоро стал достоянием общественности(1). С именем еписко-
па Владимира связывается введение нового стиля и присоединение
к Таганрогской обновленческой епархии ряда приходов, ранее входив-
ших в Донскую и Новочеркасскую епархию. Об этом свидетельству-
ет протокол съезда духовенства и мирян Кирсановского благочиния:
«В сентябре 1923 г[ода] нами было получено распоряжение от архи-
епископа Таганрогского [Владимира (Кириллова). – Л.Т.] о присоеди-
нении нас к Таганрогской епархии»(2). Помимо приходов Кирсанов-
ского благочиния, в состав Таганрогской епархии вошел ряд церквей
Таганрогского округа.
Как и Александр (Белозер)(3), епископ Владимир недолго пробыл на
Таганрогской кафедре. 11 ноября 1923 г. туда был назначен «епископ»
Александр (Шубин)(4). Будучи энергичным и убежденным обновлен-
цем, в отличие от своих предшественников, он достаточно успешно
наладил епархиальную жизнь, часто проводил богослужения, сопро-
вождая их проповедями(5), ежегодно собирал епархиальные съезды
духовенства и мирян. В 1926 г. он получил поддержку в лице Иеру-
салимского Патриарха Дамиана, который некоторое время служил
в Таганроге(6). Тем не менее, начавшийся после освобождения Па-
триарха Тихона процесс возвращения духовенства и приходов в его
юрисдикцию, коснулся и Таганрогской епархии. В мае 1924 г. к Па-
1 Таганрогский филиал ГАРО (ТФ ГАРО). Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 171. Л. 94.
2 ТФ ГАРО. Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 171. Л. 94.
3 Там же. Л. 95–95 об., 98, 99.
4 История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные
списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М.: ПСТГУ, 2006. C.583.
5 ТФ ГАРО. Ф. Р-195. Оп. 1. Д. 24. Л. 124–126 об.
6 Там же.
Раздел III. Церковная история
219
триарху по собственной инициативе присоединились протоиерей Иг-
натий Климентьев и священник Даниил Луганский, что послужило
причиной их увольнения обновленческим епархиальным управлени-
ем с запрещением священнослужения(1). 1 июля 1924 г. под омофор Па-
триарха вернулись приходы Кирсановского благочиния(2), одновремен-
но приняв решение о выходе из Таганрогской епархии и возвращении
в состав Донской и Новочеркасской епархии, признав правящим епи-
скопом митрополита Митрофана (Симашкевича)(3). 2 августа 1924 г.
к Патриарху Тихону примкнули духовенство и миряне Преображен-
ской церкви слободы Есауловки, также вернувшись в Донскую епар-
хию(4); 9 августа 1924 г. к «тихоновской Церкви», приняв самостоя-
тельное решение, примкнули прихожане Троицкой церкви поселка
Леоново-Тузловского(5). 10 августа 1924 г. о присоединении к тихонов-
скому течению приняла решение община верующих Успенской церк-
ви слободы Бобриковой(6).
В 1924 г. Таганрогская епархия вошла в состав образованного
в том же году Северо-Кавказского митрополичьего округа, что, одна-
ко не стало определяющим в дальнейшем развитии обновленчества,
которое продолжало терять приходы7.
Несмотря на арест и высылку в 1922 г. епископа Арсения (Смо-
ленца), в Таганроге осталась основанная им монашеская община.
В нее входили будущий епископ, на тот момент архимандрит Иосиф
(Чернов), иеродиакон Николай (Римша), бывшие «послушниками при
афонских монастырских подворьях» монахи Иосия, Иероним и Иоан-
никий8. При епископе Арсении они служили в Крестовой церкви, а по-
1 ТФ ГАРО. Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 170. Л. 49.
2 Там же. Д. 171. Л. 94.
3 Там же. Л. 95–95 об.
4 Там же. Л. 99.
5 Там же. Л. 98.
6 Там же. Л. 99.
7 Там же. Ф. Р-195. Оп. 1. Д. 5. Л. 28.
8 Там же. Д. 15. Л. 8–8 об.
Научные труды Донской духовной семинарии
220
сле того, как она была передана обновленцам, перешли в Никольский
храм. С этого времени Никольская церковь стала центром сопротив-
ления обновленческому расколу(1). В ноябре 1924 г., не без усилий епи-
скопа Александра (Шубина), с общиной этого храма, возглавляемой
монахами, был расторгнут договор на право пользования церковным
имуществом, и церковь передана обновленцам(2). С 1924 г. Никольскую
церковь делили две общины – православная и обновленческая. Од-
нако православные прихожане не думали сдаваться. 28 июня 1925 г.
они получили право на проведение общего приходского собрания,
что вызвало недовольство епископа Александра, сразу обратившегося
в Административный отдел Таганрогского окружного исполкома(3).
В феврале 1926 г. делами церквей г. Таганрог пытался руково-
дить епископ Екатеринославский Стефан (Адриашенко). Без ведома
прихожан и духовенства он назначил благочинным Никольской и Ио-
анно-Предтеченской городских церквей Таганрога священника По-
кровской церкви села Покровского протоиерея Андрея Феодосьева(4).
Послав к епископу делегата и убедившись в его непричастности об-
новленчеству и григорианству, Иоанно-Предтеченская церковь г. Та-
ганрога перешла в его юрисдикцию(5).
19, 20 и 21 июня 1926 г. в Никольской церкви, будучи проездом
в Таганроге, совершал богослужения получивший свободу епископ
Арсений (Смоленец)6. Его приезд вызвал большой резонанс. Так, со-
вет уполномоченных Иоанно-Предтеченской церкви, несмотря на пе-
реход в юрисдикцию Екатеринославского епископа, 19 июня 1926 г.
признал «с канонической точки зрения вполне правильным взгляд
духовенства… на предмет того, что с момента получения граждан-
1 ТФ ГАРО. Ф. Р-195. Оп. 1. Д. 15. Л. 8–8 об.
2 Там же. Л. 5–5 об.
3 Там же. Л. 5–5 об.
4 Там же. Д. 4. Л. 184–185.
5 Там же. Л. 150–151.
6 Там же. Д. 15. Л. 28.
Раздел III. Церковная история
221
ской свободы, архиепископ Арсений является единственным закон-
но правящим епископом Таганрогской епархии»(1). Благодаря приезду
епископа Арсения, в июле 1926 г. к тихоновскому течению примкнула
Петропавловская церковь Таганрога(2). По этому поводу епископ Алек-
сандр (Шубин) заметил, что в области регистраций религиозных об-
щин Таганрогской епархии происходят «ненормальности»(3). Объявив
себя обновленческой, через неделю община может назвать себя тихо-
новской(4).
О состоянии Таганрогской обновленческой епархии в 1926 г. дает
представление доклад, сделанный 30 ноября на епархиальном съезде.
С 1 мая 1926 г. епархия состояла из 31 церковной общины, которые
объединялись в пять благочиний. В апреле 1926 г. украинский обнов-
ленческий «Священный Синод» отделил от Таганрогской епархии
в свою пользу 12 приходов Голодаевского благочиния(5), в результате
чего она стала меньше благочиния. На съезде отмечалось неудовлет-
ворительное финансовое состояние епархии(6).
14 декабря 1927 г. в Таганроге состоялся очередной обновленче-
ский съезд, прошедший в рамках епархиального собрания(7). В рамках
съезда обсуждался вопрос об иерархических расколах внутри тихо-
новской Церкви и подчеркивались «неустанные труды» «архиеписко-
па» Александра (Шубина)(8). Но при всей его энергичности остановить
процесс затухания обновленчества было уже невозможно.
Скорее всего, в начале 1928 г. «архиепископ» Александр был пере-
мещен в Ленинградскую епархию. Можно предположить, что к этому
времени еще часть храмов Таганрога присоединилась к Православной
1 ТФ ГАРО. Ф. Р-195. Оп. 1. Д. 4. Л. 162–162 об.
2 Там же. Д. 10. Л. 89–89 об., 91.
3 Там же. Л. 89–89 об.
4 Там же.
5 Там же. Д. 24. Л. 124–126 об.
6 Там же. Л. 124–126 об.
7 Там же. Д. 8. Л. 11–12.
8 Там же. Л. 13–14 об.
Научные труды Донской духовной семинарии
222
церкви и Таганрогская обновленческая епархия прекратила свое су-
ществование, хотя обновленческие приходы продолжали свою жизнь.
Так, в 1932 г. в Митрофаниевской церкви Таганрога торжественно от-
мечалось 10-летие «Живой церкви». Как предполагает современный
исследователь священник Т. Фетисов, обновленчество «умерло» здесь
в 1938 г., когда был закрыт последний обновленческий Успенский со-
бор(1).
Итак, раскол в Таганрогском округе имел характерные черты, за-
метно отличавшие его от обновленческого движения в других рай-
онах Донской области. Таганрогские обновленцы, не желая поддер-
живать связь с ростовским духовенством, создали самостоятельную
епархию, причем, это была инициатива не какого-либо епископа,
а именно духовенства. С первых дней существования раскола здесь
была организована довольно сильная оппозиция как в лице настоятеля
Успенского собора протоиерея Александра Юшкова, так и со стороны
монашеской общины епископа Арсения (Смоленца), возглавляемой
архимандритом Иосифом (Черновым). Таганрогское обновленчество
не отличалось радикальностью, и кроме перехода на новый стиль
и женатого епископата в лице архиепископа Александра (Шубина),
имевшего гражданскую жену и двоих детей, не выходило за рамки
православной обрядности. В отличие от других районов Донской об-
ласти, в церковной жизни Таганрогского округа значительную роль
играли прихожане, в некоторых случаях бравшие инициативу в свои
руки и самостоятельно определявшие, к какому течению они желают
принадлежать.
Литература
1. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-195.
Оп. 1. Д. 5.
2. ГАРО. Ф. 226. Оп. 21. Д. 90.
1 Фетисов Т., свящ. Указ. соч. С. 65.
Раздел III. Церковная история
223
3. История иерархии Русской Православной Церкви. Коммен-
тированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М.:
ПСТГУ, 2006.
4. Поход ростовского духовенства против «князей церкви». Орга-
низация Исполкомов по области // Трудовой Дон. 1922. 14 июня.
5. Ростовский н-Д. епархиальный съезд // Трудовой Дон. 1923.
21 июня.
6. Таганрогский филиал ГАРО (ТФ ГАРО). Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 171.
7. ТФ ГАРО. Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 170.
8. ТФ ГАРО. Ф. Р-195. Оп. 1. Д. 10.
9. ТФ ГАРО. Ф. Р-195. Оп. 1. Д. 15.
10. ТФ ГАРО. Ф. Р-195. Оп. 1. Д. 24.
11. ТФ ГАРО. Ф. Р-195. Оп. 1. Д. 4.
12. ТФ ГАРО. Ф. Р-195. Оп. 1. Д. 8.
13. Фетисов Т., свящ. Из истории православия в Таганроге. Се-
кретные документы, неизвестные материалы, новооткрытые свиде-
тельства, трагические страницы. Обновленцы в Таганроге. Блаженная
Елена Таганрогская. Таганрог, 2000.
|